Эксперты программы «Образовательная среда» обсудили форматы и перспективы дополнительного образования в условиях пандемии - «Образование»
22 июля в эфир вышла новая еженедельная онлайн-программа «Образовательная среда». В ней приняли участие эксперты из разных регионов России, которые поделились опытом работы и обсудили новые форматы дополнительного образования в период летних каникул, а также перспективы развития этой системы в предстоящем учебном году.
Участники дискуссии отметили, что этот год стал важной вехой в развитии дополнительного образования, которое вышло за границы привычных кружков и секций и в формате онлайн смогло охватить большое количество детей и подростков.
Так, по данным исследования Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского, Института образования НИУ ВШЭ, почти 75% ребят продолжили заниматься в кружках и секциях в период обучения на дистанте, а 11,3% респондентов «включились» в них именно во время карантина.
Летом 2020 года во всех регионах страны организации дополнительного образования продолжили свою работу, и у детей появилась возможность принять участие в новых проектах. Так, в Республике Татарстан, в профильных сменах принимают участие более 7 тысяч ребят – об этом сообщила заместитель Министра образования и науки региона Алсу Асадуллина.
Она обратила внимание на то, что к вожатым, принимающим участие в летней оздоровительной кампании, предъявляются особые требования.
«Они должны не только обеспечивать безопасность детей, но и заниматься развитием. Важно, чтобы у них были навыки, которые они могли бы передать детям во время летнего отдыха», – заявила Алсу Асадуллина.
Директор Регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи «Орион» Воронежской области Наталия Голева отметила увеличение числа детей и подростков, участвующих в программах дополнительного образования – особенно в период дистанционного обучения.
«В наших проектах участвуют целые семьи, и это очень важно и полезно для всех. Кроме того, мы смогли привлечь к работе не только региональных специалистов, но и экспертов федерального уровня, и это тоже вызвало большой интерес у школьников, в том числе из других субъектов Федерации», – сообщила она.
В число участников образовательного интенсива «Орион-Хакатон» вошли дети не только из Воронежской области, но и из Ростова-на-Дону, проект «Арт-кампус» объединил художников, архитекторов и мастеров декоративно-прикладного искусства, а участники проекта «Путешествие в науку» могли выбрать образовательные модули по разным направлениям.
«При этом, – подчеркнула Наталия Голева, – необходимо организовать работу не только с учащимися, но и с педагогами. Курсы повышения квалификации, методические разработки с типологиями программ проведения летних активностей – все это тоже очень важно».
Директор Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий Оксана Гончарова напомнила о важности взаимодействия по вопросам дополнительного образования как на уровне регионов, так и на федеральном уровне.
Она информировала, что сегодня есть множество информационных ресурсов и проектов, доступных для всех: педагогов, детей и родителей – это виртуальные экскурсии, конкурсы, дополнительные программы, видеолекции и много других разработок.
«В период, когда все были вынуждены заниматься дополнительным образованием в дистанционном формате, крупные организации открыли свои онлайн-двери не только для регионов, но и для всей страны. Лидеры стали помогать тем, кто немного отстаёт, и становились методическими и технологическими «донорами» для коллег. Все мы знаем, что это лето особенное, поэтому педагогическая общественность, государственные и негосударственные организации провели огромную работу и смогли организовать для детей интересные проекты», – заявила Оксана Гончарова.
По мнению директора Фонда новых форм развития образования Ирины Ждановой, граница между основным и дополнительным образованием постепенно исчезает – и в перспективе это будет тесное взаимодействие. Особую роль в этой работе играют педагоги, которые смогли оперативно адаптироваться к работе в дистанционном режиме и продолжают работу с детьми во время каникул.
«Они очень быстро учатся и в новых условиях реализуют новые интересные проекты», – подчеркнула Ирина Жданова.
Итоги дискуссии подвел заведующий Лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ «Высшая школа экономики», обозреватель ИД «Комсомольская правда» Александр Милкус.
«Очень важно дальнейшее развитие системы дополнительного образования, включающее в себя повышение квалификации педагогов: такой запрос сейчас есть, и нужно продолжать работать в этом направлении. Кроме того, сейчас между регионами возникает сетевое взаимодействие, поддержка – и в итоге сохраняется единое образовательное пространство. Таким образом, в новый учебный год мы войдём уже с новым опытом, с пониманием того, куда идти, как развиваться дальше», – резюмировал Александр Милкус.
«Образовательная среда» – еженедельная дискуссионная онлайн-программа о развитии российского образования, которая выходит в эфир каждую среду. Это онлайн-площадка для обсуждения наиболее актуальных вопросов в сфере образования, воспитания и науки, объединяющая широкий круг экспертов: директоров школ и педагогов, руководителей и преподавателей педвузов, колледжей и техникумов, учреждений дополнительного образования, представителей региональных органов управления образованием.
Проект инициирован федеральным порталом «Российское образование».