Воспитание в школе: как из модульного конструктора создать рабочую программу - «Образование»
1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». В рамках реализации данного закона Институтом стратегии развития образования РАО была разработана примерная программа воспитания в школах.
Данная программа представляет собой своеобразный конструктор для создания школьных программ воспитания. Каждая образовательная организация может создать свою собственную рабочую программу, опираясь на имеющийся текст примерной программы с учетом своей специфики и добавив к ней свой ежегодный план воспитательной работы.
О том, как конкретно это сделать, федеральному порталу «Российское образование» рассказала одна из главных разработчиков программы Наталия Селиванова – руководитель проекта по разработке и внедрению Примерной программы воспитания, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор.
Наталия Леонидовна, можете рассказать, что представляет собой примерная программа воспитания? Каковы ее цели? Зачем она нужна школам и школьникам?
Примерная программа воспитания на сегодняшний день – это официальный документ. Она была утверждена в июне на заседании Федерального учебно-методического объединения и вошла в реестр примерных образовательных программ. Примерная программа воспитания представляет собой некий ориентир, по которому каждая школа может выстроить собственную программу воспитания.
Когда эта программа создавалась, мы ставили перед собой много целей, но, в частности, мы хотели решить две проблемы – преодолеть бюрократизацию воспитания, которая сегодня, к сожалению, существует в наших образовательных организациях, и избежать имитации воспитания. Потому что очень часто в последнее время воспитание сводится к развлекательным мероприятиям, где педагог играет роль аниматора, а дети не занимают активной позиции.
Зачем она нужна школьникам? Конечно, эта программа рассчитана не столько на школьников, хотя, они, конечно, ее объекты и субъекты, сколько на педагогов, так как они прежде всего занимаются воспитанием, если мы говорим об образовательной организации. Но школьники в результате работы педагогов должны получить новые возможности для личностного роста.
Известно, что это не первая программа воспитания. Такие программы существовали, но очень часто они являются мертвым документом, то есть его пишут один раз в год, кладут в некий ящик, и в общем-то про эту программу не вспоминают. Нам хотелось от этого уйти, поэтому даже появилось название «рабочая программа», то есть на основании примерной программы воспитания каждая школа создает свою программу воспитания, которая называется рабочей программой воспитания.
Какая цель у программы воспитания?
У программы воспитания есть триединая цель. Она, с одной стороны, должна помочь педагогам увидеть воспитательный потенциал совместной деятельности с детьми и способы реализации этого воспитательного потенциала. Второе – создать собственные действенные программы воспитания, которые позволили бы учесть специфику каждой образовательной организации, каждой школы. Ну и, конечно, самое главное – решить проблемы личностного развития школьников, чтобы они могли гармонично входить в тот мир, который их окружает.
Развивает ли примерная программа творческий потенциал педагогов? Как школам и педагогам работать с этой программой?
Примерная программа воспитания служит не только для того, чтобы развить творческую деятельность педагогов. Если вы посмотрите на любую программу, то это всегда некие рамки. В этой программе заложены три ключевые характеристики. Во-первых, программа – это конструктор, то есть педагоги могут внутри конструировать ту воспитательную деятельность, которую они считают необходимой для образовательной организации. Во-вторых, программа устроена по модульному принципу, то есть там присутствуют инвариантные модули, например, такие как «Школьный урок» или «Деятельность классного руководителя», и есть модули вариативные, в частности, к вариативным модулям относятся «Ключевые общешкольные дела», «Профориентация» и так далее. То есть каждая школа имеет право, помимо этих инвариантных модулей, выбрать свои вариативные модули. Допустим, в школе есть очень сильный музей или хорошо организована волонтерская деятельность, тогда в качестве инвариантного модуля могут быть добавлены модули, которые сейчас не представлены в примерной программе.
Конечно, как я уже сказала, любая программа задает примерную модель, но в рамках этих модулей может быть большое творческое разнообразие. То есть, понимаете, тут такое сочетание: с одной стороны, это рамка, а с другой – свобода для творчества, как вы и сказали.
Какова роль в этом родителей?
В программе есть инвариантный модуль, который отражает взаимодействие с родителями. Предполагается, что примерная программа, после того как она разрабатывается в педагогическом коллективе, обсуждается и с родителями. Может, не во всех деталях, но, во всяком случае, об основных моментах этой программы будет рассказываться родителям. Кроме того, в школах есть и управляющий совет. Естественно, эту программу будут представлять и на управляющих советах. Если будет такая необходимость и родители захотят ознакомиться с программой, то эта информация будет им предоставлена в полном объеме. Тут никаких секретов нет.
Может ли примерная программа воспитания каким-либо образом ограничить уникальность конкретной школы?
Когда мы создавали примерную программу, мы понимали, что есть такой тип школ, который условно называется авторскими школами и которым тоже придется разрабатывать эту программу.
Но дело в том, что, я еще раз повторяю, программа дает возможность достаточно свободного действия с этими модулями. И поэтому особенность и уникальность какой-то конкретной школы учитывается. Обязательного в примерной программе очень мало. Собственно говоря, даже внутри этих инвариантных модулей можно проявить большую творчество и свободу. А в вариативных модулях возможна полная свобода. Таким образом, если педагогический коллектив настроен на то, что из примерной программы можно извлечь пользу, то все будет в порядке.
Программа ни в коей мере не рассчитана на то, чтобы как-то ущемить уникальность конкретной школы. Тем более что разработчики программы в своей практике и на протяжении долгого времени имели дело с действительно уникальными школами. Поэтому мы на их опыт также ориентировались и представляли те вопросы и проблемы, которые могли возникнуть.
Были ли какие-то сложности при составлении программы?
Основная сложность заключалась в том, что нужно было придумать модель программы, так как она не похожа на те, которые существовали раньше. Необходимо было разработать подход, который позволял бы создавать программу как конструктор. Нужно было придумать модульный принцип, который и был положен в основу этой программы.
Нужно было отобрать вариантные и инвариантные модули. Не могу сказать, что это представляло для нас особую сложность, но тем не менее. В общем-то у нас было достаточно хороших знаний об опыте многих школ, в которых проблемы воспитания решались достаточно хорошо. Также был и собственный опыт: у нас многие разработчики работают сегодня в школах. Все это вместе и позволило решать проблемы.
Достаточно серьезным моментом является вопрос, связанный с критериями результативности этой программы.
Для нас действительно важно, чтобы эта программа стала рабочим документом, чтобы по ней можно было работать, поэтому к программе прикладывается календарный план, где отражаются все основные события, которые будут происходить в данной образовательной организации.
Кроме того, хотелось бы, чтобы программа, которую будут писать педагоги, отражала реальную деятельность образовательной организации, чтобы там не было надуманных моментов, чтобы это работало и приносило какие-то определенные результаты.
Как я уже говорила, чтобы не было формализма, имитации воспитания. Именно эти проблемы, мне кажется, программа поможет решить.